Көңіл толқыны
Секен Тұрысбеков

Шедевры Сауле 

Казахские народные песни – наиболее широко распространенный вид национального музыкального наследия. Именно в песнях, дошедших до нас устным путем через века, отразились национальное миропонимание, обычаи и самосознание народа.

Традиционное искусство, берущее начало в древнем музыкальном фольклоре, достигло своего расцвета в ХІХ веке, который принято считать «золотым веком» казахской музыки. Духовное наследие казахского народа очень богатое, как и земля казахов, вошедшая в десятку стран мира, занимающих наиболее обширную территорию. Три направления национального музыкального искусства казахов – ән, күй, жыр в свою очередь делятся на несколько исполнительских школ в зависимости от места регионального расположения. Если речь заходит о песенной культуре, то необходимо назвать песенные школы регионов Арки, Жетису, побережья Сыр и Западных окраин Республики. Непохожесть их музыкально-стилистических и исполнительских особенностей свидетельствует о многогранности и художественном богатстве национального песенного искусства.

Судя по исполнительской манере певца, музыкальным особенностям произведения и инструментальному сопровождению, можно безошибочно определить принадлежность певца к той или иной песенной школе.

В формировании национальной песенной школы сыграли свою роль и кюйевые и эпические традиции каждого региона. К примеру, инструментальное сопровождение песен Западной части страны звучит в стиле төкпе (означает непрерывно-льющийся звук, достигается кистевыми взмахами правой руки по струнам домбры), восточного – шертпе (мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами правой руки). А где эпическое искусство развито наиболее широко,соответственно в песнях тех местностей превалируют эпические интонации.

В Восточном, Центральном и Северном регионах Казахстана сформировался акынский лирический институт, который объединил их в одну Аркинскую песенную школу. А в песнях, бытующих у побережья Сырдарьи на Юго-Западе страны, а так же на Западе, это близ Каспия, Актобе и Уральске отчетливо видны стилистические особенности эпических школ, уходящие корнями в глубокую древность.

В народе существовали эпохальные личности – сал, сері, қайқы, которые сочетали в себе различные виды искусства, такие, как музыка и поэзия, игра на инструменте, элементы сценического мастерства. Их песни передавались из уст в уста, от отца к сыну и становились известными в разных уголках необъятной казахской земли. Для салов и сері искусство было непросто времяпровождением или развлечением, а главным их занятием, смыслом их жизни. К тому же, велика социальная и общественно-культурная значимость их творений. Профессиональные певцы салы и сері особое внимание уделяли поэтическому единству, содержательности и исполнительскому мастерству в своих произведениях, с помощью которых они завоевывали сердца слушателей. Со временем эти произведения развиваясь достигли уровня «концертности».

Статус сал-сері обязывал творить и исполнять сочинения высоко художественные, дарящие своим слушателям эстетическое наслаждение. Поэтому они с каждым разом совершенствовали композиционное строение и ритмико-интонационные основы своих произведений. Постепенно это привело к тому, что у салов и сері сформировался профессиональный авторский стиль.

В годы независимости казахское песенное искусство развивалось довольно активно. Именно в это время на концертных сценах республики появились новые исполнители традиционных песен. Среди них особо выделяется имя певицы нашего времени, заслуженного деятеля искусств РК – Сауле Жанпеисовой.

Представитель Западно-Казахстанской песенной школы Сауле Жанпеисова родилась 14 августа 1966 года в ауле Жайылма Жамбылской области. Свои первые шаги в мир музыки и искусства она начала в детской музыкальной школе по классу домбры. По окончании средней школы поступила в эстрадно-цирковую студию в городе Алматы. Искусству пения она обучалась у известного народного певца-тенора, композитора, актера и педагога Гарифоллы Курмангалиева (1909-1993). Г.Курмангалиев был видным деятелем казахской музыкальной культуры ХХ века, объездивший со своей домброй почти весь мир и покоривший своим искусством пения даже ценителей итальянского вокального стиля «belcanto». Образец строения его гортани по сегодняшний день хранится в специальном музее обладателей редких голосов в городе Генуа Италии.

Уже в годы учебы у такого знатока, Сауле удалось стать любимицей народа. В 1985 году благодаря своему трудолюбию и упорству она становится лауреатом республиканского фестиваля «Жігер». Участвуя и побеждая на многих республиканских и международных конкурсах, молодая певица в 1992 году получила государственную премию «Дарын». С 1992 по 1997 годы Сауле совершенсвует свои знания и умения в стенах Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы по классу домбры. Профессиональное владение домброй помогает ей исполнять песни различных исполнительских стилей всех регионов страны. Именно этот период в творчестве Сауле оказался наиболее значимым. В настоящее время молодой музыкант пропагандирует и знакомит зарубежных слушателей с казахской музыкой за границей (Голландия, Бельгия, Германия, Франция, Турция, Китай, Россия и т.д.). Она – одна из немногих профессиональных исполнителей песен Мухита Мералиева (1841-1918) основоположника Западно-Казахстанской традиционной песенной школы. Его песни требуют от певца высокого мастерства, сложных исполнительских приемов, широкого диапазона и конечно же больших вокальных данных.

На сегодняшний день имя Сауле в мире музыки ассоциируется с песней «Айнамкөз» Мухита. Песня «Айнамкөз» – вершина творчества Мухита, песня, полная лирических чувств и в то же время требующая от исполнителя широкого дыхания. Именно эту песню в своей исполнительской интерпретации Сауле Жанпеисова подняла на новый уровень. Одноименное название первого альбома, вышедшего в 1995 году и сольного концерта певицы, свидетельствуют о ее большой любви к данному произведению и его особого места в репертуаре артистки.

В целом, главное отличие С.Жанпеисовой от ее современников – владение исполнительскими приемами региональных песенных школ на должном уровне. В репертуаре настоящего мастера, неустанно и упорно развивающего свои возможности, наряду с народными песнями (в том числе толғау и терме) имеют место сочинения современных композиторов, созвучные с ее внутренним миром и соответственно тембром ее голоса.

Песни қайқы, взрощеные на Западно-Казахстанской эпической традиции, песни и жыр-терме местности Сыр, которые в свою очередь делятся на несколько исполнительских школ, песни Арки и Жетісу – все это составляет основу репертуара певицы, что в свою очередь свидетельствует о мощи ее вокальных данных и непревзойденном мастерстве молодого музыканта. Среди этих произведений можно особенно выделить: все песни Мухита, «Ақбөбек» и «Жадаукөк» мангистауского Каипа, «Жамал» и «Ырғама» Досата, «Маңғыстау» Тастемира; из Арки – «Ақтоқтының аужары», «Балқадиша» и «Сырымбет» Ахан сери, «Жонып алды» и «Бурылтай» Биржан сала; «Татьянаның әні» и «Желсіз түнде жарық ай»Абая; «Ардақ» Жарылгапберди; из Жетісу – «Бозторғай» и «Баста өлең» Кенена; из побережья Сыр – песни и терме Нартая и другие.

Репертуар талантливой певицы этим не ограничивается. Буквально недавно Сауле порадовала своих слушателей произведениями собственного сочинения, такими, как «Жан әке», «Алатау», «Жас ғасыр, жаңа замана». Созвучность этих произведений с народными песнями из ее репертуара неоспорима. Голос талантливой певицы преображается с каждой новой песней и новым аккомпанирующим инструментом.

К примеру, она поет под аккомпанемент домбры, очень древних инструментов – жетіген, сыбызғы, а также современной гитары и даже в сопровождении фольклорного ансамбля и оркестра народных инструментов. Надо отметить, что очень сложно донести до слушателей красоту песни и завладеть их сердцами, если аккомпанирующий инструмент не гармонирует с голосом певца. В каждой подобранной песне Сауле очевиден ее музыкально-эстетический вкус. В песнях-терме под аккомпанемент домбры, кыргызской песне «Сарыой» и таджикской песне «Сорбон» (на слова Сағди) в сопровождении фольклорного ансамбля, «Әй-әй, бөпем» под жетіген и сыбызғы, «Боз орамал» под аккомпанемент гитары и домбры в исполнении Сауле слышна яркая окраска ее голоса и особенно ощутимы национальные истоки этих песен.

Песни на других языках певица исполняет настолько профессионально, что на одном из концертов в Кыргызской республике (она исполнила более десяти песен на кыргызском языке) местный журналист признался: «Вы кыргызские песни поете лучше чем кыргыз. Вы настоящая кыргызская певица!».
Каждая песня в исполнении Сауле демонстрирует безграничные возможности ее голоса и покоряет слушателей своим звучанием. К примеру, исполнение «Айнамкөз» Мухита обнажает широкий диапазон Сауле, а таджикская песня «Сорбон» удивляет слушателей восточными мелизмами в высокой тесситуре, тогда как кыргызская «Сарыой» демонстрирует мягкий динамизм певицы, который очень редко встречается у других исполнителей. Еще больше покоряет аудиторию исполнение песни собственного сочинения «Жан әке», когда она выступает как «меццо-сопрано». Восхищает исполнение тем, что каждая нота в нижнем регистре, взятая Сауле, при исполнении данной песни звучит добротно и качественно плотно.

Не случайно народный артист СССР, композитор Е.Рахмадиев отметил, что «...Сауле исполнительница песен не только Западного региона, но и всех остальных исполнительских школ страны. В ее исполнении каждое произведение достигает своего пика, становится виртуозным (шедевром). Она – поистине великое счастье, дарованное казахскому искусству, она – одна из ярких его звезд...».

Исполнительское искусство во все времена требовала и требует от артиста трудолюбия, творческих поисков и бесконечного совершенствования технического мастерства. К тому же, сохранение первозданной чистоты традиций, исполнение произведений разных регионов на должном уровне не легкий труд. И все это талантливый музыкант в своем творчестве выполняет с большой ответственностью и самоотдачей.

В настоящее время вклад С.Жанпеисовой в музыкальную культуру Казахстана велико. Будучи заведующей кафедрой «Народного пения» в стенах Казахской национальной консерватории имени Курмангазы она воспитала таких видных деятелей искусства, как А.Косанова, Р.Аманова (Кыргызстан), Э.Жанабергенова, К.Абдильдина, Ы.Сулейменова, Э.Карабалина и других не менее известных в республике профессиональных музыкантов.

Вступившая в третье тысячалетие со своей «священной» домброй Сауле – творческая личность, готовая на новые свершения. Она одна из представителей народной культуры, пропагандирующих казахские традиционные песни, она – яркая звезда национального искусства казахов.

 

/перевод А.Бултпаевой/