Аңсау
Нұрғиса Тілендиев

Кобыз или кылкобыз – один из величайших музыкальных инструментов, занимающий особое место в духовной культуре казахского народа. Органологи пришли к единому мнению о том, что двухструнный кылкобыз является прародителем всех существующих на свете струнных инструментов. Так же говорится, что автором этого инструмента является общая для всех тюркоязычных народов известная историческая личность – Коркыт.

Коркыт ата – мудрец, музыкант, сказитель, живший в VIII-ІХ веках на побережье Сырдарьи на Юго-Западе Казахстана. По легенде – Коркыт не смог примириться с мыслью о смерти, поэтому обошёл четыре стороны света в поисках бессмертия. Однажды ему приснился ангел и Коркут решил сделать кылкобыз, обернув корпус инструмента в верблюжую кожу, кобылку из рожков горного козла, а струны из конского волоса. Когда он сделал все это и из инструмента полилась чудесная мелодия, все живое вокруг замерло, и птицы и звери, и даже смерть не смогла к нему приблизиться. 

Личности, искавшие бессмертие как Коркут, существуют в фольклоре многих народов. К примеру, в мифах греков – Прометей, в легендах Осетин – Амран, у Индусов – Сидхарта, в героических эпосах Шумер – Гильгамеш. Отличает Коркута от них, по мнению академика Мухтара Ауэзова то, что он преследовал конкретную цель, и что он нашел в музыке свой способ долголетия или вечной жизни для людей.

Имя Коркута встречается в преданиях многих тюркоязычных народов. Его считают первым жырау и родоначальником эпического искусства тюркских народов. Коркут – мудрый старец, советник ханов и по летописям – духовный наставник баксы.

Самыми древними музыкальными инструментальными произведениями казахов являются авторские кюи Коркута. Среди дошедших до нашего времени кюйев известны «Елім-ай», «Қорқыт», «Қоңыр», «Башпай» («Палец ноги»), «Тарғыл тана» («Пегий бычок») и другие сарыны малой формы, содержащие мудрые наставления и проникновенные раздумья о бренности жизни. Конечно же, этот инструмент не так широко распространился как домбра, которой владеют девять казахов из десяти. Этому есть свои объяснения. В народе верили в священность этого инструмента и почитали его магические свойства. Если окунуться в историю инструмента, становится очевидным, что кобыз был спутник жизни и жырши (эпических сказителей), и баксы (шаманов), и лекарей. Еще в давние времена кобыз в руках сказителей-жырау приобрел свое социальное место в общественной жизни кочевников. Немного позже баксы стали лечить людей с помощью кобыза, прорицать будущее. Баксы использовали чарующие звуки кобыза как посредник между миром людей и миром высших существ. И все же, историю кобыза нельзя ограничивать лишь традицией баксы. Но тем не менее, и в настоящее время кобыз сохранил в себе отголоски прошлого, элементы традиции баксы. Хоть и редко, но встречается кылкобыз с подвесками в виде зеркала и мелких металлических погремушек... Переживший тяжелую судьбу инструмент еще в начале прошлого века подвергся изгнанию со стороны советской власти как «инструмент баксы», как «отголосок прошлого»... 

Академик Алкей Маргулан в форме старинного кобыза видел аналог образа лебедя. Похожесть кобыза с лебедем тоже не случайность, у нее есть свой исторический смысл. Лебедь – священная птица для казаха, табу, в неё никогда не стреляют. Это самая красивая птица в природе, к тому же обладающая бесподобным голосом. Может быть поэтому в настоящее время широко распространены кюи с названием «Акку» («Лебедь»)...
В настоящее время кылкобыз отошел от своих социальных и магических функций и находится на стадии развития в профессиональной музыкальной отрасли. Ярким представителем традиции, берущей начало от Коркута является Раушан Оразбаева (1973 г.р.), прославившаяся в отечественной профессиональной среде как «Мадонна кылкобыза».  Мастер, освоивший тонкости этого инструмента объездила весь мир, завораживая своей игрой миллионы слушателей.
В ее репертуаре наряду с произведениями Коркута, Ыхласа, Жаппаса имеют место музыка русской, европейской классики и творения казахских современных композиторов. В последнее время на больших сценах исполняются ее личные сочинения «Арда», «Алтынбек», «Тогжан кыз», пробуждая еще больший интерес слушателей к кылкобызу. 

Восемь лет назад в городе Торино (СD, Италия) увидел свет альбом кюйев Раушан под названием «Akku». Здесь были записаны 15 кобызовых кюйев, среди которых «Коныр» Коркута, «Ықылас», «Жез киік» («Медная сайга»), «Аққу», Ыхласа, «Сарымойын» Жаппаса, кюи Козбена, Шаркена и другие. В те годы из коллекции этого альбома стали передаваться по радиоканалам BBC, WXYC «Айрауықтың ащы күйі», «Қазан», «Жезкиік» и  «Абыздын толгауы» Ыхласа, «Бес торе» и «Тогыз тарау» Таттимбета.  Слушателей, количество которых с каждым годом возрастает за пределами страны – яркое свидетельство мастерства таланта Раушан.  

«В Европе очень интересуются инструментом кылкобыз, они часто приглашают меня на гастроли. Даже по просьбе музыканта Лоренца Дуфтшмида (Lorenz Duftschmid) в дуете с инструментом виола де гамба импровизировали над кюйем «Ерден» Ыхласа», рассказывает Раушан. Л.Дуфтшмид обратил внимание на такие сходства между кылкобызом и виола де гамба, как струны из кишок животных (но семь), звучание, то, что принято играть в положении сидя, хоть и инструмент объемный, прием звукоизвлечения смычком. А напоследок добавил: «На моем инструменте семь струн, а на кобызе не смотря на то, что всего две струны такая чарующая глубокая музыка льется. Думаю, для одного инструмента достаточно и двух струн», – говорит Раушан.

Раушан преподаватель Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. И на работе с учениками, и  на сцене со зрителями, и в семейном кругу с мужем и детьми Раушан «путешествует» в безграничные таинства мира музыки. Она – редкая удивительная душа, чья судьба переплелась с музыкой навсегда.

/перевод А.Бултпаевой/