Әлқисса
Нұрғиса Тілендиев

Кыдырали Болманов: «ULYTAU» – новый формат на международном уровне 

Имя продюсера Кыдырали Болманова широко известно в музыкальном мире. Мы знаем его как  талантливого музыканта, чье творчество впитало в себя любовь к казахским народным истокам, сквозь призму неординарных, ярких идей. Своим упорным трудом и новизной в области традиционной музыки, он прикладывает усилия для развития национального культурного достояния на новом уровне. Группа «ULYTAU», созданная Кыдырали Болмановым, в 2001 году удостоилась золотой медали на конкурсе исполнительского мастерства в Голливуде, которая является огромной честью для нас. Рок-группа «ULYTAU», пытаясь оставить свой почерк в казахской музыкальной культуре, создала доселе небывалую, новую тенденцию – жанр рок-музыки, гармонично слившийся с душевным, завораживающим звуком родной домбры. Пропаганда народной музыки на столь высокой мировой арене может нас только порадовать. Наряду с бесценными шедеврами В.А.Моцарта, А.Вивальди музыканты, объединяя звуки домбры, скрипки и гитары, на высоком профессиональном уровне исполняют кладезь народной музыки – кюи Курмангазы «Адай», «Сарыарка», «Жумыр, Кылыш»Махамбета, «Ата толгауы»Н.Тлендиева.

Подражая творческому коллективу «ULYTAU», создаются вокально-инструментальные группы, и это является ярким примером того, что такой неординарный синтез западной и этнической музыки имеет право существовать и не чужд казахскому слушателю.

Во время встречи в Астане продюсер поведал нам о насущных проблемах современной казахской эстрады, о приспособлении музыкальных жанров и профессиональных исполнителей к эстраде, о продюсерских центрах, открыто поделился со свежими идеями. Сегодняшний зритель воспринимает шоу-бизнес как некое копирование чужой культуры, следовательно, бытует мнение, что в такой среде нет места для развития творчества. Болманов, как талантливый продюсер и профессиональный музыкант, занимает свое достойное место в отечественном шоу-бизнесе. Его креативные проекты на современной эстраде не повторение, а успешное внедрение новых идей. Неустанный труд продюсера, пропагандирующий родную, отечественную культуру, приносящий свои плоды, может только порадовать ценителей настоящего искусства.   

Инструментальную группу «ULYTAU» можно считать авторской работой, не имеющей аналогов в музыкальном мире. С первых дней своего выступления коллектив группы сумел привлечь к себе внимание разборчивого зрителя и молодых поклонников. Новаторство «ULYTAU» способствовало включению народного инструмента в творчество вновь созданных дуэтов, трио, квартетов и тд. Коллектив, открывший свое направление в музыкальном жанре, и сумевший направить казахскую эстраду в новое русло, сумел синтезировать рок с мировой классической музыкой и народными кюями. На современном этапе открытое информационное пространство представляет собой огромное количество музыкальных жанров, и главное для нас – не потерять свой национальный колорит, а представлять молодым слушателям стилизованные народные песни и кюи. Бесспорно, это будет верный подход в пропаганде народной музыки. Разумеется, при этом не стоит забывать и свой родной «тембридеал». Опыт данной группы показывает нам, что с большим успехом можно синтезировать темпоритмы кюйев. Отторжение от любых видов синтезации в целях сохранения народного звучания приводит к тому, что наше несметно богатое, подлинно родное искусство может «архивироваться», постепенно отделиться от нас и оказаться для младого поколения чуждым и далеким. Мы не должны забывать о том, что каждая эпоха требует своей интерпретации.  

Кыдырали первые 20 лет своей жизни провел в ауле, последующие 20 лет прожил в Алматы. Он смог уловить ритм сельской и городской жизни, успешно влится в него. Поэтому с большим вдохновением приступил к «форматированию» народной музыки. Кыдырали по праву можно назвать мастером искусства, т.к. он в свое время обучался на художника, выступал на сцене с гитарой, сформировался как настоящий музыкант. Форматирование в его понимании не просто аранжировка, а в техническом плане трудоемкая работа. На осуществление своего замысла он потратил два с половиной года  года, т.к. звуки домбры не сразу влились в жанр рока, ведь это совершенно разные пласты музыкальной культуры. «Благодаря синтезу домбры и рока, мы сумели пробудить в молодых интерес к традиционной музыке», – говорит музыкант. «На вечера народной музыки в основном собирается старшее поколение, известные представители субкультуры. В последние 15 лет на концертах я не встречал молодых зрителей. А что будет в последующие 15 лет?»– с огорчением признавался продюсер. «В Казахстане западная музыка прослушивается в десять раз больше, чем отечественная продукция. Двадцатилетняя молодежь, пропитанная песнями группы «Rammstein» или «Gangman Style», мыслит совершенно по другому, у них иное мировозрение, следовательно – и цели другие. Одним словом, сегодня у нас «современная отформатированная» молодежь. Как ни печально, но факт, что подрастающее поколение в основном слушает чужую музыку, произведения Курмангазы для них доносятся как отголоски древней культуры. «ULYTAU» своей работой доказывает, что классическую народную музыку можно пропагандировать и в новом направлении.

Вот как поделился своим мнением о коллективе композитор-кюйши Секен Турыспеков: «Группа «Досмукасан» впервые ознакомила зарубежных зрителей с казахской эстрадой, вслед за ними этой чести удостоилась группа «ULYTAU», за этим стоит кропотливый труд продюсера К.Болманова. Мы должны только радоваться появлению таких групп, возрождающих народное искусство. Коллектив на пути творческих поисков, и их несомненно ждет масса интересных находок и начинаний».

К.Болманов вложил немало усилий в развитие нового направления. Взять к примеру видеоклип к кюй Махамбета «Жумыр, Кылыш». Съемка проводилась по самой современной технологии, поэтому удачно снятый клип демонстрировали по телеканалам Азербайджана, Турции, США, а по двумя телеканалам Москвы прошел бесплатно. Болманов пригласил московских специалистов, а  режиссером клипа выбрал Баһадур Юлдашева, ныне работающего в США. По замыслу продюсера клип был включен сюжет с волками (доставлены из Москвы), т.к. они являются тотемом тюрков. При работе с хищниками были соблюдены все меры безопасности. Только таким качественным продуктом можно завоевать шоу-бизнес», – поделился с нами продюсер.

       – Смогла ли группа «ULYTAU» достичь поставленной цели?      

Рок – это мировой жанр, а Курмангазы – это этническая музыка. В Австрии нам довелось совместно выступать на сцене с группой «Коныр». Музыкант этой группы Мархабат, насладившись выступлением «ULYTAU» понял, что необходимо синтезировать народную музыку. Моя главная цель – дать новое вдохновение национальной музыке, молодым представить традиционную музыку в новом стиле и поднять ее до мирового уровня. Консерватория ежегодно выпускает группы исполнителей кюя. Но никто не рассматривает вопрос об их трудоустройстве. Где им искать работу? Лучших исполнителей кюя мы можем пересчитать по пальцам. А ведь благодаря им мы сохраняем и развиваем этническую музыку. Сегодня никто не занимается исполнителями, которые пропагандируют отечественную культуру. В этом плане «ULYTAU» сумела развить и создать новое направление, дать новое дыхание звучанию домбры.

Хотелось бы знать Ваше мнение об отечественном шоу-бизнесе.

Шоу-бизнес я делю на два вида. Первый вид – это бизнес с элементами шоу. Этот вид бизнеса во всем мире занимается тем, что все копируют друг друга. Например, в Англии появилась знаменитая группа «SpiceGirls». На подобие их в Москве была создана группа «Блестящие», в нашей стране –группа «Рахат Лукум». Или к примеру, группа из молодых парней «BackstreetBoys», у нас – группа «Орда». Если на мировой сцене появились группы, исполняющие в стиле R&B или регги, то их копируют наши отечественные музыканты. У всех один формат, лишь исполнение каждого из них на своем языке.

– Вы удостоились Международной награды имени «Королевы Виктории» -  за честь, достоинство и доблесть» за свой проект «ULYTAU»?

Награда была представлена как «Лучший изобретатель года». Здесь уместно вспомнить слова ученого А.Сейдимбека: «Дорогой Кыдырали, ты создал новую тенденцию в отечественной музыке. Только великим личностям свойственно внедрять новые тенденции. Но ты не думай, что велик». На что я ответил: «До великих мне еще далеко. Я всего лишь простой сын своего народа. Буду безмерно рад, если мой труд пригодится роднойстране». Западная музыка смело наступает в наше культурное пространство. И главное для нас – своей новой тенденцией дать отпор буйному прорыву глобализации, которая готова поглатить наше искусство, усилить иммунитет против западных течений, привить молодым национальную музыку. Слава Богу, появляются группы, которые используют сочетание современной музыки со звучанием народных инструментов – кобыза, сазсырная, шанкобыза, жетигена.

– Как нам известно, во время церемонии награждения вы оказались единственным представителем из сферы культуры.

Я попросился на встречу с организаторами церемонии, чтобы узнать  как они нашли нашу группу и по каким критериям присуждается эта награда. Оказывается, группу «ULYTAU» представила Европейская Бизнес Ассамблея (ЕВА). Это интерактивная платформа деловой кооперации. «Награда представляется за то, что вы внедрили этномузыку в технологию мирового шоу-бизнеса. Вы сделали не только формат, а  целую технологию, успешно внедрили и распространили ее в Евразийское пространство», – объяснили мне. Я думал, как назвать работу коллектива, а слово «формат» подошло как ни кстати. Считаю, что лучше представить оригинал отечественной музыки, чем неудачно копировать чужую культуру. Слепое копирование может привести к появлению своих Биланов, Майкл Джексонов.

– Кыдырали, я считаю вас первым профессиональным продюсером в своей сфере: трио АБК, внедрение терме в эстраду, ваш первый клип, школа-студия Каракат, семейный дуэт, группа «ULYTAU», производство «Бал-бала»и другие проекты. Что нужно сделать, чтобы стать успешным продюсером?

Прежде всего иметь желание творить. Чтобы создать и реализовать новое, нужно иметьсильный дух и волю, обладать тонким эстетическим вкусом, прочувствовать свой материал. Продуманный мною механизм синтезирования способствует развитию нашей культуры. Я вновь вспоминаю слова Акселеу ага, который говорил: «Пустая, бессмысленная музыка как приходит с пустым звуком, так и уходит бесследно». За последние десять лет на отечественной эстраде появилось множество групп, но они так же быстро сошли со сцены. В шоу-бизнесе я мог бы зарабатывать деньги и более другим легким путем. Но для меня это не главное. Например, Каракат в свой репертуар включает домбру, жетиген, продолжает внедрять народные инструменты в эстраду. И она по праву занимает свое достойное место в современной эстраде. И это очень удачный продюсерский подход. Ее талант открыл и мой путь. Каракат профессионал высокого класса, своевременно принимает важные решения, хорошо чувствует новое веяние в современной музыке.

Я в Жезгазгане обучался на художника. В 1988 г. участвовал на фестивале «Жигер», где меня приняли на 3 курс театрального института имени Т.Жургенова. Художество и музыкальное образование помогли мне сформироваться и достичь определенных высот на профессиональном пути.

– Что Вас сегодня интересует?  

Меня многое интересует. Например, маркетинг, потом бизнес. То есть грамотнореализовать национальную идею. А осуществление таких идей требуетвложения денег. Если бы мы не сумели грамотно поставить работу «ULYTAU» на путь коммерции, то группа не продержалась бы на сцене эти 15 лет. В оборот «ULYTAU» вложено много денег, к примеру ежемесячная зарплата музыканта составляет 7,5 тысяч долларов. А сколько расходов требует аппаратура, камеры, выпуск клипов, их раскрутка, одежда, выезд на рубеж? Я вкладываю всю сумму от поступлений продаж музыки в  развитие группы.

– Кыдырали Нуртаевич, необходимо отметить ваш вклад внедрения  казахской эстрады в народное достояние. Вы генератор новых идей, новых начинаний. Если бы у Вас была возможность, то что могли бы вы еще внести в развитие казахской эстрады?

Главное – заразить подрастающее поколение качественным, современным продуктом, не оторванным от своих корней, не забывая этнический колорит, палитру ярких звуков, идти с молодыми в ногу со временем. Если была бы возможность, то изменил бы проекты ведущих телеканалов – как важнейшее средство пропаганды. Приложил бы все усилия, чтобы все начинания и идеи служили для развития национальной идеологии.

Наверное, нелегко содержать ансамбль из двенадцати музыкантов?

Зарубежные группы, которые прославляют свою страну на весь мир, удостоены высокой чести и поддержки в своем государстве. В нашей стране, к сожалению, дело обстоит иначе.

Тут в разговор вмешалась Каракат: «Сейчас каждый сам по себе... Потенциал и опыт «ULYTAU» позволяют группе принимать участие в таких конкурсах как «Евровидение» или «Грэмми». В развитых странах, коллектив, прославивший свое отечество на весь мир, поддерживают на государственном уровне. Во время выступления «ULYTAU» за рубежом зрители аплодируют им стоя 15 минут. Тем самым это показатель высокой оценки за труд и талант наших музыкантов. Хотелось бы, чтобы такого высокого внимания группа удостоилась и  со стороны правительства».

Талантливый продюсер верит, что его детище, группа «ULYTAU» имеет все шансы удостоиться музыкальной премии американской звукозаписывающей Академии «Грэмми». В «Грэмми», включающей в себя более 30-ти музыкальных жанров, есть специальная награда по категории «За особый вклад в развитие музыки».

Группе «ULYTAU», пропагандирующей «домбру – как иммунитет казахов» (изречение Ж.Нажмединова), пожелаем творческих успехов и больших высот. Надеемся, что недалек тот день, когда «ULYTAU» удостоится премии «Грэмми», а их талант и успех будет высоко оценен со стороны государства.

 

(перевод М.Айжарыковой)