Ой толғау
Халық күйі

Кудесник народных инструментов 

       Известные профессиональные музыканты нашей страны, как К.Байбосынов, А.Улкенбаева, С.Турыспеков, А.Коразбаев, Т.Шамелов, А.Райымбергенов, А.Косанова, Е.Алимбетов, А.Енсепов играют на инструментах, созданных руками великолепного мастера Жолаушы Абильгазыулы. Наряду с казахскими народными инструментами как домбра, кылкобыз, наркобыз, дауылпаз, сазген, шертер, шанкобыз, сыбызгы, мастер изготовил киргизский комуз и познакомил нас с двадцатью видами домбры, сделанными в его творческой лаборатории: «домбыра для песни, для кюя; торсык-домбыра; тумар-домбыра; кең шанақты (ширококорпусный) домбыра (два вида); аша домбыра (старинный вид трехугольной домбры); трехструнная домбыра, куысмойын домбыра (домбыра, имеющая гриф похожий на птицу); шертер, домбыра для оркестра; альт-домбыра (в основном 47 см); прима-домбыра; тенор-домбыра (широкоизвестный и широкоприменяемый вид домбры, 48 см); бас-домбра (два вида); разновидности обычной домбры для детей, отличающиеся длиной грифа, который колеблится от 26 см до 46 см и другие.

  Инструментальные шедевры, изготовленные мастером, высоко ценятся отечественными и зарубежными профессионалами. В 1998 году в Австрию на III Международный конгресс варганной музыки съехались более 70 музыкантов из 22 стран, где нар-кобыз, сделанный Жолаушы Турдыкуловым, был высоко оценен, а изображение данного инструмента было отправлено в Национальный музей Франции, в Музей мировых музыкальных инструментов Австрии, в музыкальный центр Уфы.

  Мастер, овладевший всеми тонкостями изготовления инструмента и создавший по заказу архива копии домбры Махамбета и Абая, ставит перед собой главную цель – ознакомить весь мир с национальным достоянием казахов.

  Оттачивая высокое звучание домбры, он считает, что «если мы не сохраним исконно народный звук, то можем потерять глубину родной музыки, силу, своеобразие ее звучания и ее внутренний духовный мир». При этих словах невольно вспоминаешь слова музыковеда, исследователя казахского тембридеала Ж.Нажимединова, который точно заметил, что «В домбре заложен иммунитет казаха». Ученый написал немало трудов об особенностях домбры, о величии ее звучания. Вместе с тем, отмечая духовный разрыв с инструментом, тревожился за ее судьбу. Исследовавший амплитуду колебания, Ж.Нажимединов высоко оценил домбру, как инструмент, где частота звука начинается с 90 Гц. Ученый, сравнивая современную домбру с европейскими академическими инструментами, доказал, что звуки ее утончились и частота ее превышает 100 Гц. Исследователь совместно с Ж.Турдыкуловым провел ряд экспериментов в его лаборатории. Вот как об этом впоминает Жолаушы Абильгазиевич: «Полностью согласен с доводами Ж.Нажимединова. В поисках чистоты звучания я проводил немало экспериментов. В ветеринарной аптеке есть специальный материал, который используют во время операции. Его изготавливают из кишки барана – кедгут и постоянно содержат в спирте. Когда мы использовали этот материал в качестве струн домбры, то услышав ее звучание, поразились насыщенному, бархатному тембру. Именно такие звуки должен издавать наш национальный инструмент». Жолаушы поделился с еще одним интересным опытом. Например, для струны он использовал сухожилие. Этот материал так же издает своеобразный завораживающий звук. На изготовление струны из сухожилия требуется немало усилий, времени и особого подхода. Сухожилие вначале необходимо высушить, истолочь, извить его арканом. Мастер считает, что баранья кишка является самым эффективным материалом для изготовления струн домбры, имеющая перспективу широкого применения и в будущем.

  Ж.Турдыкулов поделился своим мнением об эстраде, о жанре этно-рока: «Чтобы соответствовать современному жанру ДЭККО (домбра-эстрада-кюй-компьютер-орындаушы/испонитель/), звучание инструмента должно быть предельно чистым и хорошо передавать вибрацию. Электро-домбра появилась по велению времени, она будет развиваться в своем направлении и нельзя этому противиться. Наша обязанность – сохранить чистоту звучания древнейшего сокровища нации».

  Продолжает свои опыты, Жолаушы, используя природный материал – кишки для струн, для более тонкого, чистого звучания. Мастер затеял новую идею – изготовить скрипку. «Давно об этом мечтаю, если буду делать скрипку, то внесу изменения в выборе материала. Скрипку обычно изготавливают из клена. В Москве на конкурсе мастеров скрипки, прежде чем прослушать инструмент, обращают внимание на материал изготовления. На конкурс отбирают скрипки, сделанные только из клена. Это веками заложенный шаблон. Я не совсем поддерживаю такие требования, из какого бы материала не был изготовлена скрипка, главное, я считаю, – это качественное звучание инструмента». 

  Ж.Турдыкулов опробовал новую технологию в изготовлении домбры –  приукрашивание ее необычными узорами из костной пасты. Кости вначале необходимо растолочь до состояния муки, затем добавить туда клей ПВА и размешать, пока не получится однородная масса густоты пасты. Вырезав (выдолбив) на инструменте различные узоры, надо залить в них приготовленную пасту. В каждом музыкальном инструменте мы видим неповторимый, свойственнный только для этого мастера почерк.

  Жолаушы обычно готовил домбру, разбирая ее на части, теперь он научился  изготавливать инструмент,  собирая ее из отдельных частей. Этому методу изготовления его научил Аскар Аджиев, и Жолаушы с благодарностью отзывается о своем наставнике. В поисках новых методов Жолаушы Абильгазиевич сотрудничает с известным мастером Алексеем Першиным, который делится своим опытом: показывает способы интервального строя домбры, как изготавливать куполообразную деку инструмента, при работе с деревом учитывать колебания звука: при понижении высоты звук несколько заглушается, вплоть до полной тишины. «Чтобы настроить нужный звук, необходима гармония в соотношении корпуса и деки. Многое зависит от покрытия деки домбры. В основном используют два метода. Первый – покрытие пружиной усиливает колебание звука, но при этом ослабевает тембр. Второй метод – покрытие куполом (метод использования куполообразной деки). Домбру обычно покрывают незаметным куполом, тогда она издает приятный, бархатный звук», – поделился своим мастерством Жолаушы.

  Необходимо отметить особую заслугу Ж.Турдыгулова в слиянии в единую форму домбры и кылкобыза. Домбра, предназначенная для детей  младшего и старшего возраста, имеет свою систему изготовления и научно обоснована. Жолаушы, просчитав соотношение измерения грифа и корпуса  изготовил домбру размерами 36, 38, 40, 42 см. Сегодня это считаются стандартными показателями.

  Послушаем мнение педагога-музыканта Абдиманапа Жумабекова: «Инструменты некоторых мастеров спустя время становятся непригодными. Например, верхняя часть кобыза, изготовленная из шкуры, не выдерживая зимних морозов, трескается. Многие изготовители инструментов, толком не исследуя материал, готовят из шкуры некачественный инструмент. В подборе же материала Жолаушы очень внимателен и учтив. Раньше делали кобыз разных видов: и длинные, и короткие. Благодаря совместному труду, мы с Жолаушы привели в одну систему все формы и виды кобыза. Ныне звуки и тембр кобыза звучат намного лучше. Жолаушы приложил немало труда для создания общих параметров изготовления кобыза».

  Жолаушы Абильгазиевич – универсальный человек: он обладает талантом художника и актера, исполнителя песен и  кюя, великолепный мастер прикладного искусства. Одаренный умелец родился в Восточно- Казахстанской области, в Куршимском (прежнем Маркакольском) районе, в селе Теректи (прежнее село Алексеевка). Отец Абильгазы был палуаном, занимался борьбой, держал лошадей. А мать Шамшия занималась воспитанием семерых дочерей и единственного сына. Жолаушы с детства любил рисовать. Как-то в 5 классе преподаватель рисования А.Е.Сочков на уроке вывел учеников во двор и дал им задание нарисовать развалившийся склад. Увидев рисунок, он сказал Жолаушы, что «в тебе есть особый дар и нужно его развивать». В 1974-1977 гг. Ж.Турдыкулов закончил Алматинское художественное училище имени Гоголя по специальности «театральная декорация».

  Вот как высоко ценит мастерство Турдыкулова Кайрат Байбосынов: «Пожалуй среди мастеров Жолаушы является самым сентиментальным. Он прекрасно чувствует материал, с которым работает, кажется, он говорит с  деревом на одном языке, придает ему сокровенную силу и дух... Домбра его,  вдохновляя и окрыляя, сама ведет тебя к вершине, и на сцене ты чувствуешь себя как  стремительный тулпар».

  Маэстро, создающий волшебные инструменты, заметил в себе талант в столь юном 10 летнем возрасте. Он в детстве брал в руки перочинный нож и вырезал из дерева куклы, разных животных, изготавливал игрушечные винтовки, топоры, ножи, готовил лук, а стрелы для них обстругивал из иволги, курая, сосны, готовил свирель и другие надувные свистки. Таким образом, он с детства научился работать с различными материалами из дерева.

  Случай о том, что Жолаушы в 7 классе не приняли в детскую музыкальную школу из-за отсутствия слуха, имеет отдельную историю. Он надолго забыл домбру, взял его в руки лишь в армии, когда служил на Дальнем Востоке. Его сослуживец, киргиз по имени Жумакан, научил Жолаушы играть на домбре и исполнять кюи. И первые песни в его исполнении были на киргизском языке – «Твое фото», «Фрунзе, мой город», «Долон», «Жал-жалым». После возвращения в родные края, Жолаушы устроился в Дом культуры и с большим успехом исполнял кюи Туркеша «Көңіл ашар», Даулеткерея «Құдаша», А.Жубанова «Би кюи». Работая в оркестре, он смог раскрыть в себе талант мастера:  вслушиваясь в звуки домбры, музыкант изучал механизм звучания, реставрировал старые, сломанные инструменты.

  Коллеги, заметив музыкальный дар Жолаушы, пригласили его петь в оркестре. Расширив свой репертуар, он достиг немало успехов в этом жанре. Говорят, что талантливый человек талантив во всем. Эти слова можно сказать в адрес Ж.Турдыкулова. В 1980 году к 35-летию Победы проходил  Всесоюзный фестиваль патриотической песни. Специальная комиссия, выехавшая из Москвы, вручила Жолаушы звание лауреата за исполнение песни Р.Елебаева «Молодой казах». Сама жизнь раскрыла в нем талант певца, кюйши, художника, реставратора. Вместе с тем, он проявил себя как настоящий актер, сыграв  партию в «Козы-Корпеш, Баян сулу», роль Акана в «Акан сери – Актокты», роль Кенжебека в «Не хочу жениться».

  Прислушаемся к мнению заслуженного артиста РК С.Турыспекова: «Что интересно, некоторые мастера не могут играть на инструментах, которые сами изготавливают. Я не считаю, что такие мастера смогут сотворить инструментальные шедевры. А Жолаушы прекрасно сыграет  кюй, и хорошо исполнит народную песню. В этом его превосходство. Домбрист не должен замечать какого-либо изъяна в инструменте, любая его часть должна быть идеально изготовлена. Домбра должна точно издавать завораживающие звуки, передавать душевное состояние исполнителя и гармонично сливаться с ним. Именно такую домбру создает Жолаушы и в своем мастерстве он  превосходит других».

 Ж.Турдыкулов в 1985 году переезжает в Алматы и устраивается на работу в Казреставрацию. В отделении «Казмузея» он занимается изготовлением музыкальных инструментов. Как музыкант, он мог бы зарабатывать себе на жизнь, но Жолаушы решил посвятить себя искусству рукоделия. Ж.Турдыкулов является преподавателем, профессором факультета «художественное искусство и чертеж» АГУ имени Абая, которую когда-то заканчивал.

  Ж.Турдыкулов член Союза художников (2001), главный призер республиканских конкурсов «Үкілі домбра», «Дана кобыз», обладатель номинаций «Наследие», «Высокое мастерство», «Высокий мастер». Участвовал на выставках в Малайзии, Индии, Азербайджане, Туркменистане, в Омане. В Париже, в Тэгу (Корея) на мастер-классах поразил зарубежных коллег волшебным, приятным звуком домбры. По своему строению простая, двухструнная домбра всегда привлекала внимание тамошних зрителей.  Жолаушы готовит своих достойных приемников. Дело великого мастера продолжают его ученики Ердос, Гани, Талгат. За неустанный педагогический труд  Ж.Турдыкулов награжден медалями «Заслуженный сотрудник» (2008), «Лучший наставник» (2010). Многочисленные награды и почести – это результат успешной работы и высокого мастерства Жолаушы.

(перевод М.Айжарыковой)