Атадан мұра
Нұрғиса Тілендиев


Казахстанская скрипичная школа начала формироваться в 30-ые годы ХХ века. Первый казах, профессионально игравший на скрипке Айткеш Толганбаев (1924-1995) является выпускником Алма-Атинского музыкального драматического техникума. Еще в годы учебы талантливого и перспективного малого, известный музыкант М.И.Сквирский в беседе с его учителем И.А.Лессманом, заметил: «Если ни что не помешает, этот юноша добьется мировой славы».

Выпускник Ленинградской консерватории, основоположник отечественной скрипичной школы И.А.Лессман является преемником выдающегося педагога, дирижера и композитора Л.С.Ауэра.

Айткеш вырос в среде, где высоко ценили традиционное народное музыкальное искусство, а его мать Бибисара с теплотой и нежностью исполняла бытовые лирические песни. Все братья, а их было 9 и единственная младшая сестра, были также музыкальны. Они все, как и маленький Айткеш пели, играли на домбре, гармони, аккордионе, гитаре.

Родился Айткеш в ауле Карауыл Шынгыстауского района и является родственником Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердыулы. В своих воспоминаниях он следующим образом описывает визит Шакарима, его рассказы и исполнения песен: «Дядя Шакарим собравшихся гостей увлекал интересными суждениями о жизни, чистым барханым голосом пел под домбру свои новые песни. Его песни и стихи были полны мудрости, здравомыслия, наставлений. Я облокотившись о колени отца слушал его песни всем своим нутром, пытаясь запомнить каждое слово». Именно в эти годы будущий музыкант с большим воодушевлением слушает по радио исполнение М.Полякина на скрипке. Таинственные звуки этого волшебного инструмента произвели на ребёнка неизгладимые впечатления и повлияли на выбор его будущей профессии...

Заметив незаурядные способности Айткеша, впервые о нем написал Илияс Жансугуров.  В своей статье поэт пожелал доброго, чистого пути юноше, участвовавшему на олимпиаде художественной самодеятельности молодежи в городе Семей (1936). Конечно же, музыкальные способности такого талантливого молодого человека, показавшего свои навыки на публике, можно было развивать лишь в специализированном учебном заведении. Айткешу было всего 12 лет, что не достаточно для определения его в профессиональное учреждение. Не долго думая, талантливый и смышленый малый изменив запись о возрасте на «14» отправился в Алматы.

Мечта «служить народу своим искусством» и огромное желание освоить сочинения классиков мировой величины явились для него стимулом и вели к высотам. Взяв в руки скрипку, очарованный дивным звучанием он забывал обо всем на свете, о постоянно свербящем и мучавшем голоде.
Ни что не могло сломить волю столь яркой личности, боровшейся за жизнь, свободу, справедливость. Хотя, его уже ждали политические гонения, несправедливость, клевета и тяжелые пытки в стенах концлагеря...

Годы учебы в городе оказались сложными для ребят, выросших в степи, в свободе и беспечности. Из 22-х поступивших в класс И.А.Лесмана к концу года остались лишь двое. Один из них Айткеш, другой – Галымжан Абсаламов, которые за годы учебы стали как родные братья. 

Выпускников одной школы, преемников одного мастера – двух казахских ребят война разбросала в разные уголки земли. А.Толганбаев, которому в этом году исполняется 90 лет и 97 летний аксакал, житель города Стамбул (Турция) в те тяжелые 30-е годы были как родные братья. (Позже Г.Абсаламов переводится в класс Е.П.Антопольского, выпускника Парижской консерватории). Узник концлагеря Галымжан Абсаламов после второй мировой войны решает не возвращаться в Советский союз и поселяется в Турции. Поменявший имя на Алим Алмат, наш соотечественник вспоминает: «Айткеш обладал удивительным талантом. Он на скрипке очень проникновенно исполнял казахские напевы. Я не имел такого багажа знаний казахской музыки, песен и кюйев. Сколько бы я не слушал своего друга, никогда не уставал. В годы войны я видел Айткеша в Вене».

И только спустя полвека, когда рухнуло тоталитарное государство  советов, весной 1994 года, они встретились вновь, на суверенной казахстанской земле, в городе своей юности Алматы. Для Айткеша эта бесценная встреча стала заключительным финальным аккордом, апофеозом победы над всеми невзгодами судьбы, два кровных брата по духу, два казахских скрипача на веки были вместе.  

На второй год Великой Отечественной войны 18 летний Айткеш отправляется на войну. В Узбекском городке Термез в  качестве пулемётчика, далее близ Грозного зарядителем противотанковых пушек, молодой музыкант смело защищает Родину. На следующей битве получив контузию и ранение в ногу, попадает в плен к фашистам.

Наряду почти с десятью тысячами судеб попав в окружение Моздоке (Северная Осетия), пройдя сотни и тысячи километров в изгнании в конце концов их отряд вошел в состав взвода Туркестанского легиона агитаторов. Благодаря своему искусству, а также артисту Мухаметкали Батыркерейулы ему не пришлось с оружием в руках идти против Отчизны. Они стали давать концерты, организовав в взводе музыкальный коллектив из числа музыкантов разных национальностей.

И всё же он и Мухаметкали были приговорены к смертной казни... Но, как гласит казахская пословица «Ажалы жоқ қырық күн қырғында да аман болады», что означает «Кому не суждено умереть – переживет и сорокодневное побоище». При отправке в Стауденс для расстрела, вдруг их стали обстреливать американские и английские воздушные войска, что и дало им возможность бежать. Позже, примкнув к французским партизанам, они вновь вышли сражаться против фашистов....

В годы окончания войны молодой скрипач работает два дня вахтером в Советском посольстве в Риме. В свободное от работы время он оттачивает свое мастерство в симфоническом оркестре «Театра ди Адриано», второго театра по значимости после «Ла Скала», в Риме. 

Со временем ему удалось поиграть в составе оркестра Большого театра в Москве. Слышавший голоса знаменитых певцов, таких, как известный баритон «Ла Скала» Тито Гоби, он вспоминает то время: «я увидел и услышал итальянских мастеров и как буд-то познал неиссякаемый источник жизни». Здесь для него были распахнуты двери Европейского искусства. Он мог уехать в Италию, Францию, Великобританию, Турцию и даже в Соединенные штаты Америки. Но молодой музыкант мечтал добиться счастья только на Родине. К тому же он слышит слова Сталина о том, что пленные не виноваты ни в чем и могут смело возвращаться на Родину, где их ждут жены и матери, братья и сестры, сыновья и дочери.   

Айткеш Толганбаев в ноябре 1945 года возвращается в Алма-Ату. Молодого музыканта, планировавшего продолжить учебу в консерватории ждали работники НКВ с вопросом «Что ты делал в Туркенстанском легионе?». И, обвинив что он шпион, его лишают документа, свидетельствующего об участии в войне. Тому, что он не предавал Родину, не клялся в верности врагам, не брал в руки оружия, ничего не делал против своего народа и служил лишь музыкантом – не верили. Чтобы добиться от него «признания» – всячески унижают. Били по пальцам и по голове, а потерявшего сознание музыканта приводили в чувство, выплеснув в лицо воду и заново сажали на стул, чтобы продолжить пытки. Многие не выдерживали пыток, сходили с ума от того, что их заперали в камеры с размером гроба, где им приходилось проводить несколько суток стоя. Тем не менее им не удалось сломить волю и добиться признания у столь юного, но бесстрашного джигита.

Уверенные в своей силе и правоте, они на 45 лет оклеймили Айткеша ложным обвинением. Ему предъявляют такие обвинения, как «предатель, по своей воле служивший врагу», «англо-американский  шпион», «секретный агент иностранной службы разведки». В 1946 году его на двадцать пять лет лишают свободы, политических прав, имущества и отправляют на пять лет в колонию исправительных работ.

В этот же год скрипач, сосланный в Новосибирскую тюрьму к концу лета посещает Иркутск, залив Ванин на Дальнем Востоке, далее в лагерях Находки и Магадана играет в джазовом и симфоническом оркестрах на скрипке, в оркестре русских народных инструментов – на мандолине. В этот период он обрабатывает для скрипки казахские песни и кюи. Такую же участь с ним на Колыме, где работа тяжелая, морозы суровые, ночи длинные постигает известный советский скрипач А.Дзыгар. Музыкант, коллега и друг Айткеша, умер в Москве в 2002 году. Первую встречу с А.Толганбаевым он вспоминает следующим образом: «Производителям металла в валютном цехе Советского союза, расположенного на Колыме, художественная бригада тюрьмы оказывала услуги. Нам было необходимо прослушать вновь прибывших музыкантов для отбора в оркестр. Взять коллегу в оркестр означало спасти ему жизнь в столь тяжелое время. В центр вышел высокий, худощявый молодой человек со скрипкой в руках. Поклонившись комиссии объявил программу выступления.  Нам очень понравилось его исполнение. Меня особо удивили то, как он держался, как он держал смычок и его ровное исполнение. Потому что я очень придирчиво относился к тому, как скрипач владеет смычком. У него хорошая школа и он великолепный скрипач».

В 1920-53 годы десять милионов человеческих судеб были загублены в системе ГУЛАГа, куда входят более пятидесяти лагерей, тысячи частей и свыше четырех сот колоний. В одной из таких лагерей Айткеш подчинялся не человеческим условиям, в борьбе за жизнь не позволил унизить свою честь. За стойкость и противоборство был переправлен в Якутию, в лагерь строгого режима. Здесь не как музыкант, а как один из многих заключеннх ему пришлось пережить невыносимые тяготы, до издания приказа К.Е.Ворошилова (1955 г.). И только искусство, и только его любимая скрипка помогла ему пережить эти годы в лагерях. «Как я могу забыть М.Глинку и Курмангазы, П.Чайковского и М.Огинского, Абая и П.Сарасате, ведь они мои спутники жизни и самые близкие учителя» -   вспоминает он. Его преданность музыке, страсть к скрипке всегда спасала ему жизнь, где бы он не находился.

По завершении срока нахождения в этой системе он с похвальными листами и хорошими характеристиками политического отдела покидал стены тюрмы. «Айткеш был редкой душой, верной музыке. Какую бы трагедию и трудности он не пережил, никогда не терял человеческий вид» вспоминает его современник, известный дирижер Фуат Мансуров.

Вернувшись в Алматы во второй раз (1956) Айткеш с помощью А.К. Жубанова продолжает обучение в Консерватории. Здесь он учится в классе доцента В.С.Хесса и Заслуженного деятеля КазССР И.Когана. В качестве дипломной работы он решает выступить с концертом для скрипки с оркестром П.Чайковского. Он очень любил это произведение потому, что слышал в этом сочинении «звуки, дарящие человеку свободу и счастье». Ни один выпускник консерватории не решался на эту сложную программу, так как для ее исполнения требуется большое техническое мастерство. Айткеш сыграл данный концерт на государственном экзамене с симфоническим оркестром Казахской государственной филармонии имени Жамбыла (1961). 

Это был большой успех в жизни музыканта. Газеты тех лет пестрили такими заголовками, как «А.Толганбаев добился большого успеха», «Первая скрипка Республики». Но тем не менее, по политическим соображениям, гастроли за границы Республики ему были запрещены даже в составе оркестра, а со временем перестали о нем писать в периодической печати. Коллеги не могли в открытую защитить его. Заступаться за «шпиона» – все равно что противостоять советской власти.

Какие бы трудности не приходилось преодолевать этой непоколебимой личности, он всегда был верен своим принципам «творить добро, помогать другим, оставаться человеком в любой ситуации». Он никогда не сожалел о прошлом и не жаловался на судьбу. «Я должен был пережить то, что суждено. Моя жизнь – моя судьба. И во второй и в третий раз я бы прожил жизнь именно так» говорил он.  «Какие бы трудности ему не пришлось преодолевать, как бы он не был болен, он всегда отвечал оптимистичным тоном «все хорошо, все по  Құдайский». Он очень сильно любил людей, не зависимо от их социального положения, рода деятельности, национальности, от малышни до людей почтенного возраста, со всеми шутил, был весел, готов был тут же прийти на помощь» – вспоминает его дочь Саулета.

Конечно же судьба «англо-американского шпиона» не прошла бесследно и не могла не сказаться на его работе и семье. Об этом дочь Саулета говорит: «Я семь лет проучилась по классу скрипки в музыкальной школе для одаренных детей имени К.Байсеитовой. Всё окружение давало понять, что я «дочь врага народа». Шлейф шепота сопровождал нас постоянно, многие сторонились нас. Мы жили без опоры, своими силами. В те дни обиды и непонимания мы редко говорили об этом в кругу семьи, но когда  заходила об этом речь отец мне говорил: «Если будешь идти вперед не обращая внимания на пустые разговоры, сможешь многое преодолеть и многого добиться в жизни». В советский период  сколько бы не прошло времени, данная семья всегда была одинока и чувствовала прессинг окружающей среды.

«Однажды, когда я училась на третьем курсе консерватории преподаватель анализа музыкальных форм В.П.Дернова спросила: «Правда ли, что мой отец находился в местах не столь отдаленных?». Я ответила, что не поняла ее вопроса и что ничего не знаю, тогда она продолжила: «Твой отец был на Колыме». Вечером, дома, когда я спросила отца «что же произошло в твоей жизни? что меня в консерватории спрашивают об этом, он ответил: «Придет время и ты все сама узнаешь... А сейчас еще не стоит об этом говорить, отвечай всем, что если вас это интересует, спросите у папы...» – рассказывает Саулета Айткешевна.

В его воспоминаниях есть строки о том, что его студентов тоже притесняли, участвуя на конкурсах с отличным результатом они не могли стать лауреатами. «Выпускники моего отца сейчас живут за границей. Опасаясь его фамилии, талантливые и перспективные студенты на последних курсах были вынуждены переходить к другим педагогам, чтобы не лишать себя дальнейшего профессионального роста...».

Уже с первых дней после прибытия в Алматы А.Толганбаев стал общаться с казахской интеллигенцией, маститыми основателями, выдающиеся деятели искусства и культуры Казахстана.Его поддерживали коллеги: Е.Брусиловский, А.К.Жубанов, Г.А.Жубанова, Ф.Мансуров, Л.Шаргородский. М. Тулебаев, К. Жандарбеков, К. и  К. Байсеитовы, Б. Байкадамов, П. Аравин, семья Коганов, М. Койшибаев, К. Мусин, Х. Тастанов, Н. Тлендиев, А. Токпанов, О. Меирбеков, Б. Ерзакович, И. Каракулов, Тен Чу, Т. Узбеков и многие другие, внесшие огромный вклад в становление и развитие казахстанской культуры.                          

 «В Алматы в нашем доме часто собирались совсем молодые исполнители народного профессионального, современного песенного творчества, актерского мастерства, еженедельно проводидись  домашние музыкальные вечера. Во дворе под окнами часами стояли  слушатели, простые ценители и поклонники музыкального творчества Куляш и Канабека Байсеитовых, Нургисы Тлендиева, Аскар-агай Токпанова и многих других прекрасных исполнителей жирау, жырши, которые после каждого исполнения выражали своё восхищение свистом и аплодисментами» – вспоминает Саулета Айткешевна.

Показавший себя только с хорошей стороны и сумевший бороться как человек, как музыкант, как верный сын своей Родины А.Толганбаев начинает свою педагогическую деятельность, воспитывая молодое поколение скрипачей. Творческий потенциал, зажигательная энергия Айткеша Толганбаева была задействована в создании необходимых сборников для национальных кадров, которые проживали вдали от центральных городов, в глубинках. В 1972 г. был выпущен сборник музыкальных пьес «Скрипкаға арналған пьесалар», а в 1978 г. методическое пособие для начинающих обучение игре на скрипке – «Скрипкаға үйрену мектебі». Оба издания выпущены на казахском языке. Отрадно, что на сегодняшний день труды маэстро А. Толганбаева востребованы, они не утратили своей актуальной значимости. Они активно используются на практических занятиях педагогами скрипачами. Так к примеру, преподаватель детской музыкальной школы Ирина Александровна Гаршина, в своих занятиях по скрипичному искусству для начинающей малышни, приехавших из глубинки опирается на методологию сборника  «Скрипкаға үйрену мектебі», адаптируя ребятишек к музыкальной грамоте, помогая им раскрыть свой талант, развивая их способности. Доступная терминология используется не только среди учащихся скрипичного класса, но также у исполнителей на домбре и кобызе. Автор наряду с нотным текстом дает наглядные примеры того, как правильно держать скрипку и смычок, а так же некоторые штриховые позиции смычком с рисунками. Чтобы усовершенствовать игровую технику в качестве этюдов обрабатывает такие известные казахские песни, как «Майра» Майры, «Ақ сиса» Жаяу Мусы, «Дударай» Марии и «Баянауыл», народные песни «Ақ Дариға», «Қарғаш», «Елім-ай». Так же в книгу включает собственные обработки для скрипки и струнного квартета: песню «Гайни», Каприс на тему кюйя «Арынгазы» Арынгазы, фантазию на тему «Майра» Майры, «Қос алқа» Даулеткерея, «Былқылдақ» Таттимбета. Профессор кафедры струнных инструментов Казахского Национального университета искусств А.Абатова говорит следующее об этом труде музыканта: «Он преподавал и в школе, и в консерватории. Этот букварь для маленьких скрипачей на казахском языке – большое достижение для тех лет. Никто кроме А.Толганбаева не сделал ничего подобного». А доцент этого же учебного заведения, ученица А.Толганбаева – З.Сеитова вспоминает про учителя: «Он – яркое явление. В 1967-68 годы он был моим первым учителем в школе имени К.Байсеитовой. С нами разговаривал как со взрослыми. Ставил высокие требования и учил быть ответственными. Был первым скрипачем, получившим профессиональное образование. Сделал то, что никто до него не делал, собрал, обработал и аранжировал казахские песни и кюи для скрипки и фортепиано. Данный труд и по сегодняшний день не потерял свою актуальность».

Не смотря на плодотворную исполнительскую, научно-педагогическую деятельность А. Толганбаева не покидали мысли о восстановлении чести и достоинства гражданина. Долгие годы мытарств (с  1982 г. по 1992 г.) были прекращены благодаря личному участию Первого Президента Республики Казахстан, Лидера нации Н.А. Назарбаева только при возрождении  суверенитета  Казахстана,  позволило добиться Айткешу Толганбаеву своей реабилитации, за которую он боролся и ждал 40 лет и 33 дня.

«Казахи – самый сильный народ во всем мире, самый удивительный народ, и я сын своего народа». Автор этих слов А.Толганбаев никогда не сожалел о том, что вернулся на Родину и любил каждого как своего брата. В последние годы своей жизни, когда позади остались более шестидесяти лет, музыкант написал автобиографическую повесть «Исповедь судьбы жестокой», изданной в 1993 г., которую посвятил событиям прошедшей эпохе, своим современникам. По мотивам этой повести в 2012 году режиссер И.М.Гонопольский снял семисерийный документальный фильм «Музыкант» о жизни А.Толганбаева, основываясь на записях самого автора. Данный проект, осуществленный студией «IG company», охватывает архивные материалы Республики Казахстан и России, а также воспоминания очевидцев тех событий. 

Айткеш Толганбаев – первый профессиональный скрипач-казах, который вошел в золотой фонд музыкальной культуры Казахстана. Повествование о его жизни и искусстве – пример для подражания молодому поколению, эталон честности, гражданственности, неутомимой стойкости. 
Подрастающее поколение всегда будет гордиться столь яркой Личностью и стремиться быть таким же как он – сильным духом, с чистой совестью, образованным, верным сыном своей Родины.

Он не философ, не политик, не историк, и не литератор. Он прежде всего Человек, который прожил свою жизнь достойно этого звания.

1.перевод А.Бултпаевой