Жанат Ерманов и его «Блестящая» пятерка1
Жанат Ерманов – кларнетист, заслуженнный деятель Казахстана, педагог Национальной консерватории имени Курмангазы, руководитель первого в Центральной Азии квинтета деревянных духовых инструментов.
Жанат Ерманов, создавший первый квинтет духовых инструментов «Блестящая» пятерка, занимает достойное место в культурной жизни нашей страны. Музыкант, достигший столь высокого международного уровня, будучи ребенком, в десятилетнем возрасте увлекся кларнетом, и его первые шаги в музыкальном мире оценились победой на областных и республиканских конкурсах. Выпускник Усть-Каменогорского музыкального училища продолжил свое образование в Национальной консерватории имени Курмангазы, занимаясь у профессора Р.Н.Сабирова.
Молодой музыкант приложил все усилия, чтобы овладеть навыками игры. Желание и упорный труд привели его к большим успехам. На первом международном конкурсе духовых инструментов, прошедшем в г. Алматы, Жанат получил главный приз, и эта победа вдохновила его на покорение новых вершин. Музыкант, обогащая свой репертуар, продолжает осваивать технику игры, находится в непрерывном поиске.
Кларнет зародился в Европе, поэтому в европейских странах закономерно развитие передовых, ведущих школ кларнета, работа известных музыкантов. В 1997 году, после завершения аспирантуры, Жанат продолжил учебу в Музыкальной академии имени В.А.Моцарта (Варшава). Так как Академия ежегодно принимает только 40 музыкантов во всего мира, из Центральной Азии такой чести удостоился лишь Жанат. Мастер-классы по игре на отдельном инструменте и в камерном исполнении проводили такие известные профессора, как Мишель Летьег/Michel Letieg/, Пнина Зальцман /Pnina Salzman/, Александр Сац. Обучаясь у великих мастеров, Ж.Ерманов стремился совершенствовать навыки игры на кларнете. Вместе с тем молодой музыкант ознакомился с течениями и традициями европейской академической музыки, зародившимися в период с начала барокко и до ХХ века. Преподаватели высоко оценили творческий потенциал казахстанского кларнетиста, его артистические способности, красивые мелодичные фразы, завораживающие звуки и чистую интонацию игры. Вот как отозвался о нашем соотечественнике Киоко Хашимото/Kioko Khashimoto: «Я получил большое удовольствие, прослушав музыку в исполнении Ерманова. Это настоящий музыкант, владеющий высокой техникой игры, прекрасный кларнетист. Не сомневаюсь, что он, как прекрасный музыкант, займет свое достойное место в мире искусства». О чудесной игре Ерманова высказался пианист П.Зальцман: «Слушая его игру на кларнете, понимаешь, что перед тобой высокопрофессиональный музыкант. Хочу особо отметить красивое сочетание звука и поэтики в его игре, а в нем самом на редкость встречающиеся качества благородства, привлекательности и высокого вкуса».
Свои профессиональные навыки Ж.Ерманов решил продолжить в Международной Академии музыки Франции в г. Ницце и Прадо. В академии он обучался у всемирно известных музыкантов, как Поль Меер/Poul Meer/, Франсуа Леле/Francois Lele/, Яна Томсон/Yana Thomson/, Андре Казалет/Andre Kazalet/, Арманд Ангстер /Armand Angster/. Совершенствуя свои знания в ведущих европейских академиях музыки, Жанат получил высокую оценку со стороны своих наставников. Известный скрипач, профессор Г.Жислин, прослушивая игру казахского музыканта в разные периоды, отметил его высокий профессионализм, качество техники и прекрасную интерпретацию.
Постигая вершины знаний, молодой, талантливый музыкант ставит перед собой большие цели, и поступив в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы в класс Т.А.Абдрашева, в 2002 году получает специальность дирижера оперы-симфонии. Глубокие знания и богатый опыт помогают ему создать квинтет деревянных духовых инструментов.
Во время обучения за рубежом музыкант близко знакомится с творчеством ведущих симфонических и духовых оркестров, знаменитых камерных ансамблей. Его привлекают камерные группы духовых инструментов, которых в то время не было в нашей стране. И он мечтает создать свой камерный ансамбль. Закончив обучение, Ж.Ерманов возвращается на родину и в 1997 году собирает первый в Казахстане квинтет деревянных духовых инструментов. Чтоб достичь своей заветной цели, музыканту пришлось преодолеть немало препятствий на своем пути. Созданный им квинтет деревянных духовых инструментов считается первым камерным коллективом в Центральной Азии.
Смелые шаги в создании камерной группы обвенчались успехом – на сегодняшний день коллектив, официально открывшийся в 2004 году и получивший статус государственного ансамбля, работает при филармонии имени Жамбыла. Творческие идеи и поиски объединили флейтистку Александру Швабенланд, гобоиста Бахтияр Альфарабиева, кларнетиста Жанат Ерманова, вальторниста Манарбек Сабитова и фаготиста Алмас Аширбекова в единый квинтет. Они проделали немалый путь, чтоб достичь вершины творческого успеха.
Квинтет является призером многих республиканских, международных конкурсов. На гастролях в Вене, во Франции, в Сеуле, в Москве и т.д., коллектив, представляя зрителям интересную концертную программу, получает высокую оценку слушателей, а в зарубежных периодических изданиях специалисты высказывают свое весомое мнение о группе.
В репертуаре квинтета особое место занимает пьеса Жаяу Мусы «Ак сиса», обработанная композитором Адиль Бестибаевым специально для ансамбля. Это произведение принесло популярность группе, поэтому музыканты по просьбе зрителей всегда исполняют его, оно является коронным номером квинтета. Государственный коллектив стал приобретать популярность и обратил на себя внимание отечественных композиторов, которые начали специально писать музыку для них. Например, произведение К.Шилдебаева «»Наурыз» (в обработке Ж.Ерманова), Б.Кыдырбек «Бетбұрыс сәті», С.Абдинурова «Бозінген», Е.Андосова «Праздничный кюй». Вместе с тем репертуар коллектива представлен и произведениями мировой классики – квинтетом Фа-мажор, основанным на индийской музыке А.Дворжака, «Кармен-сюитой» Ж.Бизе (в обработке Д.Вальтера), «Скерцо» Э.Бозза, шедеврами А.Арнольда, Н.Римского-Корсакова, К.Дебюсси и т.д.
Казахстанский квинтет деревянных духовых инструментов, находясь в постоянных поисках, совершенствует свое творческое мастерство. Внутри квинтета, музыканты, образуя дуэт, трио и квартет, с большим успехом выступают на концертах, к примеру, ансамбль сопровождал выступление певицы Grand Opera Майры Керей, выступал со струнно-смычковым квартетом имени Г.Жубановой, с квинтетом духовых инструментов г.Марсель (Франция).
Коллектив непрерывно совершает концертные туры по стране и за рубежом. Один из ярких примеров – Лондонский тур, организованный поклонником искусства, директором британской школы Haileybury Almaty Эндрю Остером. Имя Э.Остера, как опытного педагога и новатора, хорошо известно казахстанцам. Во время Лондонского турне в знаменитом соборе Святого Павла, Э.Остер дирижировал совместным выступлением квинтета Ж. Ерманова с Алматинской школы Haileybury. Концерт увенчался успехом и поразил английских слушателей. В Лондоне, наряду с произведениями мировых классиков, квинтет впервые исполнил произведение казахского композитора Е.Андосова «Праздничный кюй».
Творческий коллектив, своими успешными выступлениями, завоевал симпатию отечественных и зарубежных зрителей, удостоился внимания специалистов и высоко ценится в мире искусства. Группа под руководством Ж.Ерманова ведет непрерывные поиски и обмен опытом с известными европейскими музыкантами. Квинтет на пути достижения больших высот и успеха.
1.перевод М.Айжарыковой↩