Қосбасар
Сүгір

Наследница Майры и Нартая 1

Заслуженный деятель Казахстана, ведущая солистка Президентского оркестра РК Клара Толенбаева занимает особое место в казахской традиционной музыке. Это первая профессиональная певица, выступающая на сцене с гармонью. Выступает как исполнительница народных песен, так и в жанре эстрады. Музыкант считает, что «традиционное народное искусство должно развиваться и соответствовать современным требованиям».

Яркий представитель традиционной музыки, Клара Муфтиевна в 1993 году с золотой медалью закончила Аксуатскую среднюю школу в Семипалатинской области. Талантливая девочка, выступая на сцене со второго класса,  не ведала, что в будущем на жизненном пути она встретит известных мастеров искусства, будет обучаться у знаменитых педагогов и получит их благословение. Клара с отличием заканчивает Семипалатинский педагогический колледж имени М.Ауэзова. Знаток песен Абая и Шакарима Келденбай Олмесеков обучает ее песням великих классиков. Выступление на различных состязаниях приносит ей успех и она становится лауреатом областных конкурсов. Клара берет уроки пения у известного в городе исполнителя Мадениет Ешекеева. Прослушав исполнение Клары на домбре и на гармони, М.Ешекеев советует ей поступить в консерваторию, совершенствовать свое мастерство.

В 1996 году, закончив учебу в колледже, молодая певица решила дать свой первый концерт. В ее репертуаре были такие известные произведения, как народные песни «Арман-ай», «Дархан-ай», «Ай қараңғы, кеш жарық», «Айқаракөз», песни Абая «Өлсем орным қара жер», «Көзімнің қарасы», «Жалғыз арша» Биржана, «Майда қоңыр» Акан сери. На концерте выступает на домбре и гармони, исполняет песни под аккомпанимент оркестр народных  инструментов.

С 1996 г. по 2001 гг. Клара продолжает учебу в Казахской Национальной Консерватории имени Курмангазы. Она поступает в класс заслуженного деятеля РК, лауреата Государственной премии Бекболата Тлеухана. Здесь у нее появилась возможность получить новые знания, оттачивать свое мастерство. В год поступления на отделение «Народное пение» документы сдали более сорока выпусников. Преподаватель  поинтересовался, кто из них выступает с гармонью и  с кобызом. Прослушав Клару, игравшую на баяне, наставник особо отметил ее талант и высоко оценил искусство игры на этом инструменте. Хотя у Клары и была возможность поступить на основной курс, но учитывая строгие требования теоретических предметов, она пошла учиться на подготовительные курсы. В тот год на первый курс консерватории поступили ныне известные музыканты-певцы, как Каракат Абильдина, Абзал Куанышулы, Саян Мухамедияров, Гульмира Темирбекова, Акмарал Абитаева, будущий супруг Клары – Медет Салыков.

Обучаясь в классе Б.Тлеухана, Клара исполняет песни на домбре и на гармони. Выступление на двух инструментах в то время было новшеством как для студентов, так и для преподавателей. Для Клары обучение на гармони не представляло особого труда, так как она в музыкальной школе  училась игре на баяне. В Консерватории она обучалась как первая традиционная певица,  исполняющая на гармони. «В начале играла на баяне, но в 1997 году мой наставник Б.Тлеухан предложил мне играть на диатонически двенадцатиступенной гармони (татарская гармонь), считая, что тембр звучания баяна не совсем подходит для традиционных песен. Благодаря ежедневным занятиям и упорным поискам, я наконец сумела овладеть техникой игры на гармони. В процессе обучения поняла, что особенность данного инструмента в том, что не прерывая звуки игры, нужно свой голос направить в тембр звучания гармони. Когда тембр звучания инструмента и голос певца сливаются в единую гармонию, то можно услышать прекрасную песню. При исполнении песни на гармони важно, чтобы голос звучал более открыто и четко. В личном архиве моего наставника было много аудио и видеозаписей каракалпакских и других тюркоязычных музыкантов, исполняющих песни на этом инструменте. Знакомство с их творчеством помогло моему профессиональному росту. На мое творческое развитие особо повлияло наследие Нартая Бекежанова (1890-1945). Из его репертуара одно произведение я исполнила как песню, на что мой наставник высказал замечание: «Нартай – это особая личность, его шедевры нужно передавать слушателю как среднее между песней и терме. При исполнении голос надо брать так, чтоб он был ближе к небу. Голос должен исходить из промежутка между носом и небей».

Все песни на домбре, которым учил Б.Тлеухан, исполнялись Кларой и на гармони. Наставник особое внимание уделял не только технике голоса, но и интервалу звучания инструмента. Такие привычные интервалы как терция, секста не свойственны национальным музыкальным оттенкам, поэтому преподаватель советовал использовать интервалы кварты, квинты, встречающиеся в кюйях казахской домбры.

Из истории национальной музыки мы знаем, что на гармони выступали такие талантливые исполнители как акын Тайжан, Нартай Бекежанов и Майра Уаликызы (1890-1929). Произведения каждого из них исполняются в той манере, которая свойственна только им. Об этом певица поведала нам так: «В моем репуртуаре есть произведения Нартая, песни Майры «Майра», «Бакша», «Толқыма». Как профессиональная певица хочу сказать, что исполнять песни Майры мне намного легче, так как ее шедевры близки мне по духу. А произведения Нартая нужно исполнять, соблюдая позицию между высоким и средним регистрами, здесь и техника звучания намного сложнее, и спеть в традиционной манере намного труднее. Две личности представляют собой совершенно отдельные школы мастерства».

Только профессиональный музыкант может понять, как сложно исполнять на сцене вслед за одним произведения Нартая и Майры. Ведь исполнитель должен перестроить свой голос, соблюдать тембр звучания,  регистр и сохранить единую композицию музыки, а главное – передать душевное состояние песни. Эти особенности не всегда учитываются, может быть оттого, что традиция исполнения на гармони не так широко распространена.    Клара часто получает приглашения исполнить песни Нартая и Майры. Чтобы не ощущать дисбаланса в звучании, она старается настроить голосовой аппарат, соблюдать гармонию голоса и звучания инструмента. «Зрители не догадываются, что выступающему нелегко перестроиться с одной манеры исполнения на другой. После песен Майры тяжело настроить голосовой аппарат на произведения Нартая. Поэтому я практикую плавный переход от песен Майры к лирическим, задушевным песням Абая. И только потом, немного облегчив голос,  приступаю к исполнению Нартая».

У Клары в руках гармонь самого Нартая, и, наверное, это не спроста. Ведь только настоящему таланту суждено принять наследие великих музыкантов. Гармонь Нартая не залежалась в музее, а вместе с музыкантом совершает гастроли по зарубежным странам. Инструмент знаменитого мастера перешел к Кларе от его последователя К.Баксеитова. Вот как об этом вспоминает К.Толенбаева: «В 1999 году в Алматы проходил фестиваль народной традиционной музыки. Из Кызылорды приехал воспитанник Нартая Курманбек Бексеитов. Я была впечатлена его выступлением. После концерта решила познакомиться с музыкантом и поехала к нему в гостиницу «Казахстан». Я услышала много неизвестных песен традиционной школы Сырдарьи, записала новые варианты песен Нартая. По просьбе Курманбек аға исполнила несколько песен. Видимо, он был доволен игрой, что немного подержав в руках старый инструмент, протянул его мне: «Это гармонь Нартая, она перешла ко мне по наследию. А с сегодняшнего дня будет принадлежать тебе. Пусть твой путь будет удачным!». Я была тронута таким неожиданным подарком. Напоследок Курманбек ага исполнил еще одну песню Нартая. Это день считаю одним из самых счастливых дней в моей жизни, а К.Бексеитов остается для меня одним из лучших наставников».

Сегодня в руках Клары можно увидеть современный красный баян с национальными узорами. Этот баян – первый национальный инструмент, изготовленный по специальному заказу в Воронеже. Что интересно, инструмент по своей форме представляет собой баян, а звучит как гармонь.

«В 2003 году на одном из выступлений я вышла на сцену с гармонью Нартая. Большой ценитель народного искусства Имангали Тасмаганбетов, увидев меня с гармонью, спросил: «Клара, почему у тебя такой старый инструмент?». От расстерянности я лишь сказала: «Он хорошо звучит». Немного погодя, Тасмагамбетов заказал мастеру в России новый инструмент. Мастеру через интернет мы выслали тембры звучания гармони. Когда привезли готовый инструмент, я сыграла на нем и осталась довольна ее звучанием. До этого я выходила на сцену с баяном и гармонью. Сейчас я играю на лишь на одном инструменте, который сочетает в себе звуки двух инструментов и носить его удобно. На татарской двенадцатиступенной гармони нет клавишей (диез, бемоль), которые делят тон звука. Поэтому не все песни можно спеть под аккомпонемент гармони. В баяне имеется необходимая клавиатура, но тембр его звучания не подходит для исполнения народной песни. А в моем новом инструменте регистр составляет лишь две октавы. На нем очень удобно соблюдать тон, подбирать тембр и аккомпанимировать казахские традиционные песни. Игра на таком современном инструменте доставляет только одно удовольствие, поэтому выражаю особую благодарность тем, кто помог мне приобрести этот инструмент. Мы должны всегда отмечать труд настоящих ценителей народного искусства».

Клара исполняет песни Аркинской, Сырдарьинской, Жетисуской, Западно-казахстанской традиционной школы музыки. Вместе с тем, репертуар профессиональной традиционной певицы в последние годы пополняется и эстрадными песнями. В ее исполнении можно услышать произведения современных композиторов. К.Толенбаева участвует в телепроекте «Кеш жарық» («Добрый вечер»), организованный Национальным телеканалом «Казахстан» и побеждает в номинации «Лучший исполнитель традиционной песни». В ее репертуаре есть песни Е.Хасангалиева «Гүл сезім», песни ее супруга Медета «Ән-дәурен», «Ақ орамал» («Белый платок»), «Нәзік сезім» («Нежное чувство»), «Күлімдесең болмай ма» («Улыбнись, моя милая»). В подборе эстрадных песен она прежде всего полагается на свои профессиональные знания. Выбранные песни обсуждаются на «семейном совете»  и Клара прислушивается к мнению своего супруга, так как Медет музыкант, композитор, руководитель группы «Аламан». Они вместе учились в одной группе, у одного педагога.

«Если бы во времена Манарбека Байжанова, Жусипбека Елебекова, эстрада была бы так широко популярна, то такие великие мастера были бы настоящими звездами эстрады. Наряду с исполнением традиционной песни я хотела попробовать себя и в эстрадном жанре. Если есть талант, то почему бы его не показать? И с такой целью я решила участвовать в телепроекте. В программе «Кеш жарық» прежде всего я показала свой профессиональный уровень. Мы сумели показать зрителю, что если ты представитель традиционной школы, то и на эстраде можешь выступать с большим успехом. Без профессиональной подготовки я вряд ли смогла бы так успешно выступать на эстраде. Поэтому юным талантам хочу сказать, что без подготовки, без упорных поисков и труда невозможно достичь определенных высот». 

Программу «Кеш жарық» Клара восприняла как востребованный, познавательный проект, который поможет молодым зрителям ближе ознакомиться с народной культурой, обогатит их духовную потребность. Певица вспоминает, что на Международном конкурсе имени Амре Кашаубаева она не так сильно волновалась, как на этом телепроекте. Клара решила высказать свое мнение о телепроекте: «В составе жюри должны сидеть высокопрофессиональные, грамотные специалисты. К сожалению, среди них были и так называемые «знатоки» искусства, которые оценивали не только выступление музыканта, но и позволяли себе обсуждать закулисную жизнь певца. Не позволительно, чтобы член жюри мог высмеивать выступающего, а после очередного прослушивания сказать, что «он и не знает о существовании такого певца», а порой доходило до смешного, когда само жюри путало названия песен, вместо «Дүлдүлім» произнося «Бұлбұлым». Должна быть объективная оценка выступлений и подбирать состав жюри нужно по высоким критериям. Только в таком случае мы можем получить увлекательный, интересный телепродукт».

Вместе с творчеством Клара Муфтиевна продолжает свою педагогическую деятельность по классу гармони в отделении «Народное пение» Университета искусств в Астане. Можно отметить успехи ее плодотворного труда – воспитанники К.Толенбаевой являются неоднократными победителями музыкальных конкурсов.  Клара внесла свой вклад в развитие народного искусства – сегодня, наряду с домброй и кобызом, выступление на гармони входит в программу Международных конкурсов.

Вспоминая свои студенческие годы, она с большим воодушевлением рассказывает о своих современниках: «С нами учились настоящие таланты, которые покоряли зрителей своей неповторимой игрой и великолепным пением. Я помню Казбека, выступавшего с кобызом, Ерлана Шукуманова, прекрасного певца, исполняющего в манере аркинской школы, Берика Омарова, завораживающего своими песнями, а в Нуржане Жанпеисове мы видели яркое отражение крупного деятеля Данеша Ракишева, среди нас были последователи стиля Косымжана Бабакова. У каждого из нас был свой стиль, своя манера исполнения, мы не старались повторять друг друга. А сегодняшние студенты, к сожалению, не хотят совершествоваться, познавать старое забытое, экспериментировать. Возьмем, к примеру, девушек, исполнения которых тембрально похожи, у всех один репертуар, одна и та же техника игры, даже модели сценической одежды повторяются. Кажется, все копируют друг друга».

Советуясь со специалистами, Клара подбирает каждую песню к своему репертуару. Чувствуется тонкая душа, нежный подход к каждой песне и в работе с воспитанниками она придерживается этого правила, вдохновляя их на самостоятельные поиски. Не каждому певцу удается хорошо исполнить песню на гармони, ведь это инструмент требует особой подготовки, музыкант должен учитывать характер, источник песни, тембр ее звучания. «Песню нельзя спеть одним шаблоном, в нее нужно вкладывать душу. Музыкант должен всегда экспериментировать, например, некоторые слоги можно растянуть, это не испортит песню, а придаст ей красоту звучания. Исполнение в стиле 70-80 гг. не интересна современным слушателям. Искусство требует своего развития и должно соответствовать современным требованиям. Оно растет и возвышается благодаря талантивым музыкантам своего времени», – сказала Клара.

(перевод М.Айжарыковой)

1.Майра Уаликызы и Нартай Бекежанов – яркие представители казахской музыкальной культуры.